Медицинские критерии вреда здоровью. Дефиниции и иллюстрации: атлас / [Клевно В. А., Куликов С. Н., Копылов А. В.]; под ред. проф. В. А. Клевно — М.: РИО ФГБУ РЦСМЭ Минздравсоцразвития России, 2012. — 367 с.: ил.

Главный редактор издания:
Клевно Владимир Александрович — профессор, доктор медицинских наук.

ISBN 978–5–903341–17–7

Авторы:
Клевно Владимир Александрович — профессор, доктор медицинских наук
Куликов Сергей Николаевич — доцент, кандидат медицинских наук.
Копылов Анатолий Васильевич — кандидат медицинских наук.

Издание настоящего атласа продиктовано желанием дать в руки судебно-медицинского эксперта дефиниции и иллюстрации к Медицинским критериям, с помощью которых облегчить производство одной из наиболее часто назначаемой судебно-медицинской экспертизы – определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

«В основе зрительного восприятия лежит сетчаточный образ, пассивно отражающий все изменения светового потока, попадающего от вещи в глаз, и вместе с тем восприятие редко кончается пассивным отражением, оно тут же переходит в цепь «зрительных суждений», (определений на глаз)» (Н. Н. Волков)

В настоящей книге предпринята попытка обосновать необходимость иллюстрации Медицинских критериев, их зрительное восприятие и использование в экспертном исследовании наряду со словесным описанием при экспертной оценке вреда здоровью и составлении заключения эксперта.

Рисованный портрет фаворитки французского короля Генриха IV, Габриель Д'Эстре. Итальянский карандаш. Ок. 1597. Национальная библиотека. Париж. Т. н. мастер У.Д.С. (Франция).
Вот портретный рисунок Габриель д’Эстре фаворитки французского короля Генриха IV, занимавшего престол государства в конце второй половины XVI века. Рисунок был выполнен в итальянском карандаше, около 1597 года, французским мастером. Произведение ныне находится в национальной библиотеке в Париже. И сейчас, глядя на портрет Габриель, очевидно у большинства нас возникает зрительное суждение, не противоречащее мнению её современников. История, засвидетельствовавшая биографию Габриель, доносит до нас, что уже в шестнадцать лет она вполне оправдывала звание «прекрасной». Она была стройной, с чудесным цветом лица, густыми белокурыми волосами, большими голубыми глазами. Рисованный портрет Габриель, подтверждает суждение её современников и не нуждается в каком-либо обязательном сопроводительном тексте, растолковывающим эстетическое содержание и смысл графического изображения.

Схематический рисунок к п. 6.11.7. МК: «Открытый или закрытый перелом костей, составляющих коленный сустав, за исключением надколенника», в частности – околосуставной метафизарный косой перелом большеберцовой кости.


Вот схематический рисунок одного из Медицинских критериев, который, на удивление, с первого взгляда правильно идентифицировал адвокат: «Да, да, именно такой перелом голени диагностировали у потерпевшего…». Причём рисунок лежал на столе перед глазами специалиста в области судебной медицины (врача – судебно-медицинского эксперта). Адвокат же находился напротив специалиста, но, тем не менее, незамедлительно «узнал» повреждение с первого взгляда, хотя и увидел его схематическое изображение «вверх ногами», очевидно мысленно сопоставив рисунок с клиническим диагнозом, который был ему уже известен из материалов дела. Адвокат, не обладающий специальными знаниями в области судебной медицины смог определить перелом и соотнести его с п. 6.11.7. Медицинских критериев как тяжкий вред здоровью. Ему не составило труда, посредством зрительного восприятия схематического изображения в представленном рисунке, правильно «опознать» его информационное значение и в итоге быстро вынести правильное зрительное суждение.


Однако, несмотря на то, что юристы обладают некоторыми специальными знаниями они не вправе делать выводы по обстоятельствам, которые могут быть установлены только с помощью судебно-экспертных исследований (Е. Р. Россинская, 2011; В. А. Клевно, 2012). Выводы с использованием специальных знаний – исключительная прерогатива эксперта, даже если следователь достаточно компетентен, чтобы их сделать. Критерий разграничения компетенции следователя и эксперта состоит не в характере специальных познаний, а в процессуальной форме их использования (Ю. К. Орлов, 2005; В. А. Клевно, 2012).
О бесспорной пользе сопровождения заключений эксперта и специалиста подробной (неформальной) графикой, растолковывающей локализацию, морфологию и механику повреждений, мы многократно убеждались при участии в судебно-следственных процессах. При этом для ответов на вопросы участников юридического процесса, тратилось минимум слов, их комбинаций, неизбежно перегружаемых, медицинской терминологией. Только вербальный «перевод» последней, на обычный язык (понятный всем), не давал эффекта восприятия, переходящего в быстрое и ясное представление предмета, касающегося характера травмы. Только рисунок, комплекс рисунков, схематично акцентирующих приоритетную информацию по предмету экспертного задания, наглядно показывал результат углубленно проведённого контентного анализа объектов экспертизы в форме итоговой графической картины характера травмы. Наша экспертная практика показывает, что после осмысления специальной экспертной графики в юридическом процессе, даже среди представителей сторон (настроенных друг к другу чаще всего непримиримо), наступал более спокойной период выдвижения контраргументов, но уже по иным видам доказательств по делу.
Уместно высказаться о том, что в обоснование судебно-медицинских экспертных выводов применяют доказательства из точных наук (физики, математики, химии и т. д.), сопровождаемые теоретическими формулами и разъяснительным текстом к ним, показывающих логику средств, обусловливающих истинность того или иного экспертного утверждения. Однако такие формы доказательств, сложны для восприятия и часто занимают много места. Или наоборот, бывают сжатыми и не подробными. Они (доказательства такого характера), обычно рассчитаны на подготовленного субъекта, который может сам восстановить не прописанные детали (т. е. чаще всего на эксперта или соответствующего специалиста).
Вместе с тем, оценка доказательств, судебно-медицинских экспертиз в том числе, есть прерогатива сугубо юридическая. Суд, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на их совокупности имеющейся в деле, руководствуясь при этом законом и совестью. Правовое же обоснование данного принципа принятия решения вытекает из правил оценки доказательств и положений о преюдиции, т. е. из юридической оценки, основанной на презумпции (предположении) истинности вступившего в законную силу приговора суда (ст. ст. 17, 88, 90, 204, 305–308 УПК РФ и комментарии к ним). В связи с чем, наглядность и ясность восприятия всех элементов судебно-экспертных исследований юристами, бесспорно важна.
В этом отношении рисунок, как графическая схема отображаемого явления, лаконично и эффективно информативен.
Вообще рисунок это какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Рисунок, как правило, выполняют одним цветом, либо с органическим использованием разных цветов. Сфера применения рисунка, чрезвычайно обширна, виды его многообразны. Существует вид рисунка научно-вспомогательный, побуждающего к зрительному мышлению и повышающего когнитивную функцию (способность к переработке информации) у субъекта, воспринимающего графику научного характера.
Мы убеждены, что именно данный вид рисунка, целесообразнее всего применим в судебно-медицинской экспертной практике.
В частности, применение рисунка данного вида, целесообразно для специального дополнительного информативного сопровождения особенностей травматической морфологии Медицинских критериев квалифицирующих признаки степени тяжести вреда здоровью. В силу чего, мы выполнили рисунки соответствующего характера в стиле на мотив пуантилизма. Именно «на мотив», т. к. мы, естественно, не претендуем на 100%-ное профессионально художественное их исполнение. Однако, для снятия возможных намёков на нарушения этических и существующих формальных норм, регулирующих авторские права, мы самостоятельно выполнили галерею рисунков в контексте поставленной задачи.
Из ниже приведённой таблице видно, что рисунки А, Б – выполнены нами, посредством указанного выше стиля (с отображением на них разновидностей морфологической структуры Медицинского критерия). Рисунок В – из Атласа «Анатомии человека» Р. Д. Синельникова (далее Атлас), рисунок Г – из интернет-сайта «галерея анатомии» (далее Галерея). Рисунки В, Г выполнены в ином стиле.

ПРИМЕРЫ РИСУНКОВ

Сравнивая приведённые примеры рисунков видно, что за основу нами взята классика изображения анатомического рисунка по Р. Д. Синельникову. Последняя, в неоднократных переизданиях Атласа технически была выполнена группой художников: А. А. Алексеевым, Н. А. Вележевой, Ф. К. Ковбасовой, В. П. Коняшевым и др. Точно такой же стиль присутствует в представленном изображении (и остальных изображениях анатомических объектов и их комплексов) из упомянутого интернет-сайта. Это неизбежно, как неизбежны константные постулаты нормальной анатомии человека. Однако видно, что в Галерее использованы «очищенные» от стрелочных указателей, копии изображений из Атласа. Исполнение же рисунков (А, Б и остальных рисунков галереи, по рассматриваемой теме) – наше, где графика рисунков выполнена точками, различная концентрация которых передаёт рельеф костных элементов, конструируя свет и тень. Рисунки же из Атласа, выполнены «монолитным» штрихом, передающим рельеф.
Подборка «первой очереди» рисунков посвящена подпунктам 6.11.1 – 6.11.11. МК. Формулировки указанных пунктов, в силу их новизны, вызывают больше всего вопросов в текущей экспертной практике. В частности, данный факт и вообще непродолжительная практика применения Медицинских критериев (с сентября 2008 года), настоятельно потребовали обстоятельных разъяснений и комментариев к теме судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью.
Кроме объяснимых вопросов, направленных на уточнение морфологии травм в формулировках указанных пунктов Медицинских критериев, у некоторых судебных медиков существует устойчивое смешение понятий («mikst»), определяющих дефиницию повреждения, как такового, в юриспруденции (например, в контексте уголовного права) с одной стороны и в теории и практике судебно-медицинской экспертизы, с другой.
Тем более, сопровождение рассматриваемых формулировок Медицинских критериев оригинальными рисунками научно-вспомогательного вида, крайне необходимо, как для врачей судебно-медицинских экспертов, так и для юристов.
В категории медицинских литературных источников давно существует традиция издания книг-атласов, иллюстрирующих основные разделы судебной медицины. Это, например, оригинальный в своём роде атлас «Топография силовых напряжений в костях при травме» под редакцией В. Н. Крюкова (1977), посвящённый итоговому обобщению обширных научно-экспериментальных исследований по механике разрушения костей скелета при обстоятельствах тупой травмы. «Атлас — руководство по судебной медицине» А. И. Муханова (1989), охватывающий разделы судебной танатологии и судебно-медицинской травматологии. Атлас «Судебная медицина» под редакцией А. А. Солохина, В. Н. Крюкова (1998). «Атлас по судебной медицине» под редакцией Ю. И. Пиголкина, И. Н. Богомоловой (2006), где помимо традиционных разделов судебно-медицинской танатологии, травматологии и гистологии, включено описание общепатологических процессов, теорию которых обозначают в англоязычной литературе как «forensic pathology» — судебная патология. «Атлас по судебной медицине» под редакцией Ю. И. Пиголкина (2010), иллюстрированный цветными фотографиями, охватывающий основные разделы (травматологии, танатологии и идентификации личности).
Фундаментальным изданием подобного характера, следует считать более чем 800 страничный атлас 1965 года издания, немецкого судебного врача профессора Отто Прокопа
Издание содержит богатый иллюстративный материал в форме подборок черно-белых фотографий по темам: учение о смерти; диагностика смерти от механических воздействий и иных факторов внешней среды; признаки преступлений, повлекших смерть, связанных с покушением на половую неприкосновенность личности.
Вместе с тем, история вопроса по теме судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (а ранее – телесных повреждений) показывает, что каких-либо исчерпывающих атласов-руководств, по системной визуализации морфологической структуры повреждений (травм), для сопровождения определений Медицинских критериев квалифицирующих признаки вреда здоровью (тяжкого вреда – в особенности), до сих пор не существует.
Итак, вне сомнения, что рисуночная графика сопровождения к применяемым ныне Медицинским критериям, чрезвычайно важна. Воспроизведённая нами галерея научно-вспомогательных рисунков, по рассматриваемому предмету судебно-экспертной деятельности, существенно интенсифицирует объективную идентификацию Медицинских критериев вреда здоровью. Восприятие информации такого свойства, принципиально сосредоточенной на морфологических свойствах определённых травм, повысит способность к её переработке. Иначе говоря, повысит когнитивную функцию субъекта (как врача, так очевидно и юриста), воспринимающего рисуночную графику научного характера.
Продолжая тему эпиграфа к настоящей статье, уместно добавить следующее. Психолог профессор Ричард Грегори описал «странные свойства картин»: «Картины уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины важны потому, что глаз видит в них отсутствующие предметы. Биологически это чрезвычайно странно. Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления».


Применительно к рассмотренной теме, очевидно, что воспроизведённая нами галерея научно-вспомогательных рисунков способна стимулировать «зрительное мышление» эксперта и специалиста в области медицины.

© РИО ФГБУ РЦСМЭ Минздравсоцразвития России


Вы можете найти эту и другие книги автора в магазинах:


  • Medknigaservis.ru (прямой переход на книги автора невозможен — используйте поиск магазина) — Фирменный интернет магазин  (от издательства «ГЭОТАР-Медиа»)
  • Geotar.ru (прямой переход на книги автора невозможен — используйте поиск магазина) — Фирменные магазины «Медицинская литература» (от издательства «ГЭОТАР-Медиа») м. «Фрунзенская» 115035, г. Москва, Комсомольский просп., д. 28  (здание Московского дворца молодежи). Вход в магазин со стороны Детского парка. Тел.: 8 (916) 877-06-84, (499) 685-12-47;
    м. «Коньково», м. «Юго-Западная» г. Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел.: (495) 434–5529.
    Выставка-продажа г. Москва, ул. Садовническая, дом 9, стр. 4 — Офис издательства «ГЭОТАР-Медиа» Тел.: (495) 921–3907. Режим работы: Будни: 9.00 — 18.00.
    • Тел./факс: (495) 921–3907, (499) 246–3947. Руководитель отдела оптовых продаж — Горячева Ирина Емельяновна. Тел.: 8 (916) 876-90-59
    e-mail: iragor@geotar.ru
    • Справки о представительствах в регионах РФ по тел.: 8 (916) 876-90-59.
    • Руководитель отдела прямых и розничных продаж — Жернова Юлия Аркадьевна. Тел.: 8 (800) 555-999–2 (для регионов бесплатно).
  • В здании основного корпуса РГМУ студенческий вход, налево по корридоруПроезд от м. Коньково автобусом 295, маршрутным такси 36,161 или от м. Юго-Западная автобусом 720, 144, маршрутным такси 22 до остановки «РГМУ» (студенческий вход).
    Будни с 10.00 до 19.00
    Телефон 8 (495) 434-55-29
    Ежедневно с 9.00 до 20.00
    Телефон 8 (916) 877-06-84, 8 (499) 685-12-47 Телефон 8 (985) 387-14-57
  • medbookshop.ru —  интернет магазин г. Москва, м. Цветной бульвар, м. Сухаревская ул. Троицкая, 9, стр. 1,секция у входа в магазине Магнолия. Ежедневно с 9.00 до 20.00. • г. Москва, м. Фрунзенская Комсомольский проспект, дом 28, (из метро налево, здание Московского Дворца Молодежи, вход со стороны детского парка). • г. Москва, м. Коньково, м. Юго-Западная ул. Островитянова, дом 1.г. Москва, м. Новокузнецкая, м. Третьяковская ул. Садовническая, дом 9, стр. 4 (вход в конце здания, во дворе) выставка-продажа на 1-ом этаже. Будни с 10.00 до 19.00. Телефон 8 (495) 228-09-74 добавочный 226, 139
  • My-shop.ru —  интернет магазин
  • Библио-глобус —   Торговый Дом «Библио-Глобус» интернет магазин и торговая площадка по адресу: г. Москва, Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1. Проезд до станций метро: «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город». Режим работы: Будни: 9.00 — 22.00 • Суббота: 10.00 — 21.00 • Воскресенье: 10.00 — 21.00 • Без перерыва.
  • Read.ru —  интернет магазин
  • Bookler.ru —  интернет магазин
  • Сombook.ru —  интернет магазин
  • Kniga.ru —  интернет магазин
  • Labirint.ru —  интернет магазин
  • Ozon.ru —  интернет магазин
  • Sprinter.ru —  интернет магазин
  • biblion.ru —  интернет магазин
  • char.ru —  интернет магазин
  • armada.ru —  интернет магазин

Вложения:
Скачать файл (atlasGRAY170-240.rar)atlasGRAY170–240.rar[Выборочные страницы атласа «Медицинсике критерии ВЗ. Дефиниции и иллюстрации: атлас»]249 Kb

Последние материалы


 

Сегодня, 6 августа 2015 года, не стало моей Мамочки — КЛЕВНО Эммы Кондратьевны. Она внезапно скончалась на 83 году жизни в доме моей сестры Валентины в Крыму, в городе Евпатория.

Она была очень строгой и справедливой Мамой, любила детей, внуков и своих учеников. Она была по-настоящему деятельным человеком и умела расцвечивать будни яркими событиями, которые, благодаря ей, обретали какой-то совершенно особенный смысл и значение. Острый ум и превосходную память мама сохраняла до самого последнего дня своей жизни — помнила мельчайшие подробности жизни своих земляков, друзей и коллег по работе в Верх-Суетском профтехучилище, откуда она уходила на пенсию.

Пусть земля ей будет пухом, а Царствие небесным! Прости нас, любимая Мама! Мы запомнили тебя жизнерадостной красавицей, как на этих фотографиях, сделанных на моем 60-летнем юбилее, на который ты смогла приехать!

 


 

Моя дорога мама, все мы – твои дети и внуки – говорим тебе сердечное спасибо за все, низкий тебе поклон. Для нас ты остаешься самой любимой – навсегда!

 

В.А. Клевно


Популярное

счетчик Science Index

анализ публикационной активности