Всероссийское совещание главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранением субъектов российской федерации, заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины ГОУ ВПО и ДПО РОСЗДРАВА, государственных судебно-медицинских экспертов «О подготовке кадров для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений. Современные проблемы учебного процесса на кафедрах судебной медицины в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования» (Казань, 31 мая – 2 июня 2006 года).
В работе совещания приняли участие 153 человека, в том числе начальники БСМЭ и их заместители (74 человека), заведующие кафедрами судебной медицины и профессора кафедр (16 человек), а также директор ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава» В.А. Клевно и заведующие подразделениями Центра, главный судебно-медицинский эксперт Минобороны РФ В. В. Колкутин, председатель правления ВОСМ Г. А. Пашинян, прокурор Республики Татарстан К. Ф. Амиров и др.
На совещании присутствовали и выступили с приветствиями Р.С. Сафиуллин, руководитель территориального управления Росздравнадзора по Республике Татарстан; Б.Д. Менделевич, советник премьер-министра Республики Татарстан; Р.С. Залалдинов, первый заместитель министра здравоохранения Татарстана, Г.М. Баранов, председатель Верховного суда Республики Татарстан; А.Ю. Вазанов, заместитель министра внутренних дел РТ; Н.Х. Амиров, ректор Казанского государственного медицинского университета, академик РАМН.
В основном докладе директора ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава»
профессор В. А. Клевно была охарактеризована государственная система пред- и последипломной подготовки.
Было отмечено, что вопросы совершенствования вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования являются одними
из приоритетных при решении задач, связанных с реформированием судебно-медицинской экспертизы в стране
и направленных на
ее дальнейшее развитие и повышение качества экспертных исследований. Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу определило необходимость изменений в преподавании судебной медицины.
Эти изменения должны быть связаны с адаптацией учебных программ, формированием новых моделей организации лекций и практических занятий, созданием учебных модулей, алгоритмов по проведению экспертных исследований, с введением в госэкзаменационные тесты вопросов по судебной медицине с перспективой получения «европейского» диплома. Так, в частности, в связи с тем что судебно-медицинская экспертиза дополнительно нуждается в специалистах, получивших базовую подготовку по педиатрии, стоматологии, медико-профилактическому делу, необходимо добиваться внесения изменений в виде дополнений в нормативные акты Минздравсоцразвития России, расширяющих номенклатуру специальностей выпускников вузов для подготовки их в интернатуре; речь идет о таких специальностях, как «педиатрия», «стоматология», «медико-профилактическое дело». В докладе приведена статистика по выпускникам медицинских вузов, направляемых в интернатуру и клиническую ординатуру по судебно-медицинской экспертизе. Одной
из причин проблемной ситуации в докладе названо недостаточное взаимодействие БСМЭ с государственными образовательными учреждениями по планированию количества мест в интернатуре и клинической ординатуре. Указано, что требует своего решения и проблема подготовки кадров среднего медицинского персонала. Многие средние медицинские учебные заведения
не имеют утвержденных типовых программ и специалистов по подготовке среднего медицинского персонала для БСМЭ
и не могут осуществлять
их последипломное образование. Особое внимание В.А. Клевно уделил работе по улучшению качества подготовки специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, которая проводится сотрудниками РЦСМЭ и кафедр судебной медицины ведущих государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования.
Прокурор Татарстана, государственный советник юстиции
II класса, Заслуженный юрист Республики Татарстан, к.ф.н., профессор К.Ф. Амиров в своем выступлении отметил недостаточность преподавания судебной медицины в юридических вузах. Молодые специалисты, выходя
из стен учебного заведения,
не обладают даже минимальными знаниями, что существенно мешает
их самостоятельной работе. Докладчик привел несколько примеров
из практики, иллюстрирующих типичные ошибки начинающих следователей при осмотре места обнаружения трупа и др.
Совместный доклад ректора Казанского государственного медицинского университета, академика РАМН,
профессора Н. Х. Амирова и заведующего кафедрой судебной медицины КГМУ
профессора Г. М. Харина был посвящен 200-летней истории преподавания судебной медицины в Казани. Исторической теме был посвящен также доклад заместителя начальника РБСМЭ Минздрава
Татарстана В. А. Спиридонова «Судебно-медицинская экспертиза в Казанской губернии».
Проблемы внутривузовского преподавания судебной медицины в аспекте современного законодательства были отражены в докладе президента Приволжско-Уральской ассоциации судебно-медицинских экспертов, заведующего кафедрой судебной медицины Ижевской медицинской академии
профессора В. И. Витера. Было указано, что для реализации основных задач по совершенствованию преподавания судебной медицины, связанных с его реформированием, необходимо возобновить совместную работу учебно-методической комиссии по судебной медицине Минздравсоцразвития России и оргметодотдела РЦСМЭ; разработать дополнения к положению о клинической базе, определить более четкие позиции преподавания судебной медицины, скорректировать учебные программы и планы по вузовскому обучению
и на последующих этапах (интернатура, ординатура), активизировать работу авторских групп по созданию учебно-методических материалов, соответствующих современным требованиям.
Заведующий кафедрой судебной медицины Российской медицинской академии последипломного образования доцент А.Ф. Кинле остановился
на проблемах подготовки и повышения квалификации врачей судебно-медицинских экспертов
на кафедрах судебной медицины: это прежде всего низкая оплата труда преподавателей кафедр судебной медицины по последипломной подготовке врачей и, как следствие, отсутствие притока молодых преподавателей. Докладчик отметил, что в настоящее время отсутствует четкое текущее и особенно перспективное планирование последипломной подготовки судебно-медицинских экспертов; кроме того, некоторые категории специалистов, ввиду отсутствия учебных баз, вообще лишены возможности проходить специализацию. Также было обращено внимание
на недопустимость проведения циклов по последипломной подготовке врачей кафедрами судебной медицины,
не имеющими лицензии
на последипломное образование.
Заведующий кафедрой судебной медицины МИМСР
профессор И. В. Буромский в своем выступлении обратил внимание
на необходимость переосмысления концепции формирования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины в связи с изменениями, произошедшими в законодательной сфере. Задачей кафедр судебной медицины в современных условиях должно стать преподавание студентам основ судебной медицины в виде комплекса представлений, знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для выпускника медицинского вуза, вне зависимости
от приобретаемой им конкретной специальности. Заведующий отделом судебно-медицинских молекулярно-генетических научных и экспертных исследований РЦСМЭ
профессор П. Л. Иванов сообщил, что в последнее время наблюдается увеличение числа молекулярно-генетических лабораторий
на местах, которые
не имеют лицензии
на проведение данного вида исследований. В связи с этим в ближайшее время РЦСМЭ планирует провести оценку знаний и навыков специалистов существующих лабораторий с последующей
их сертификацией. В докладе главного судебно-медицинского эксперта Минобороны РФ
проф. В. В. Колкутина была представлена концепция профессиональной подготовки специалистов государственных судебно-экспертных учреждений Минобороны РФ в условиях чрезвычайных ситуаций. Докладчик указал, что особые условия работы в зоне ЧС предъявляют к подбору и подготовке привлекаемых к данной работе специалистов государственных экспертных учреждений целый ряд обязательных требований, в т.ч. постоянное повышение уровня
их профессиональной подготовки, выработку физической и психоэмоциональной выносливости, стойких
морально-волевых качеств и др.
Опытом сотрудничества БСМЭ Санкт-Петербурга и кафедры судебной медицины медакадемии
им. И. И. Мечникова по подготовке кадров поделился начальник БСМЭ г. Санкт-Петербурга
профессор Г. П. Лаврентюк, отметивший основные направления, по которым ведется работа кафедры и БСМЭ
на взаимовыгодной основе
на основании долгосрочного договора о сотрудничестве.
Заведующий организационно-методическим отделом ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» доцент Б.М. Лисянский сообщил основные цели и задачи отделения лицензирования и последипломного образования РЦСМЭ, указав, что анализ документов, представляемых БСМЭ для получения лицензии, позволяет выявить ряд недостатков в профессиональной подготовке специалистов и выставлении определенных требований и условий для
их устранения. Начальник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава
Татарстана Н. Ш. Нигматуллин в своем выступлении охарактеризовал состояние и проблемы кадрового обеспечения судебно-медицинской службы Татарстана и выступил с предложениями, направленными
на улучшение профессиональной подготовки врачей судебно-медицинских экспертов.
В докладе заведующего кафедрой судебной медицины МГМСУ, председателя правления ВОСМ
профессора Г. А. Пашиняна была подчеркнута значимость современной судебной стоматологии для решения правовых вопросов, проанализированы особенности преподавания судебной медицины
на стоматологических факультетах медицинских вузов и обозначены задачи Всероссийского общества судебных медиков по его усовершенствованию.
Доклад начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы
профессора В. В. Жарова был посвящен подготовке экспертных кадров в БСМЭ г. Москвы. В выступлении была дана краткая характеристика материально-технического и кадрового состояния крупнейшего в России бюро судебно-медицинской экспертизы, подчеркнуто, что один
из реальных путей повышения качества экспертиз руководство бюро видит в максимальном сокращении дефицита кадров с одновременным улучшением профессиональной последипломной подготовки специалистов как
на базе бюро, так
и в системе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, предложено реорганизовать систему аттестации экспертных кадров, сделав
ее трехэтапной. Заместитель начальника БСМЭ Ленинградской области
профессор В. Л. Попов проанализировал экспертные ошибки, подразделяющиеся
на тактические, технологические и технические, отметив, что в последнее время судебная практика свидетельствует о росте числа заключений экспертов, признанных недопустимыми доказательствами, что определяет повышенное внимание к изучению сущности, причин и предупреждения экспертных ошибок.
Концепцию преподавания патологической анатомии для врачей судебно-медицинских экспертов представил в докладе главный патологоанатом Республики Татарстан профессор
С. Б. Петров. С докладами выступили руководители и заведующие подразделениями РЦСМЭ, бюро судебно-медицинской экспертизы и заведующие кафедрами судебной медицины
Н. С. Эделев, А.Н. Кузин, А.М. Мечукаев, Б.А. Саркисян,
В. В. Хохлов, Е. М. Соломатин. В своих выступлениях они отметили большое значение данного совещания в деле развития и укрепления российской судебно-медицинской службы, затронули вопросы аттестации, специализации и повышения квалификации врачей судебно-медицинских экспертов и среднего медицинского персонала, а также вопросы финансирования судебно-медицинских учреждений, статуса экспертов, создания нормативной правовой базы и др.
Вопросы стандартизации микроскопических методов исследования в экспертной практике были отражены в докладе эксперта Госстандарта РФ по оптическим приборам О.В. Егоровой.
Она выступила с предложениями о создании учебной литературы, отражающей современные методы микроскопических исследований в судебно-медицинской практике, введении практических занятий по работе с микроскопом, проведении НИР по использованию методов исследования с применением современных микроскопов.
Со стендовыми докладами выступили:
М. И. Круть, С. Ю. Сашко, Е. С. Мишин, А. А. Матышев, В. Т. Севрюков, Г. П. Лаврентюк, В. Д. Исаков, Е. Э. Подпоринова, А. О. Праводелова, Е. А. Семашко, Г. В. Павлова, В. Б. Пунченко, В. В. Кустов, В. Е. Ломов, Э. С. Наумов, Л. М. Ломовцева, Т. Г. Петросянц. Дипломом 1-й степени был отмечен стендовый доклад Е.С. Мишина, А.А. Матышева, В.Т. Севрюкова
(г. Санкт-Петербург) «Значение судебной медицины в общеврачебной подготовке студентов медицинских вузов», дипломом 2-й степени — стендовый доклад Л.М. Ломовцевой и Т. Г. Петросянц
(г. Казань) «Предлагаемые изменения в структуре Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы и обучении врачей судебно-медицинских экспертов», дипломом 3-й степени — стендовый доклад
М. И. Круть, С. Ю. Сашко «О перспективах и содержании преподавания медицинского права
на кафедрах судебной медицины».
В рамках данного совещания 1 июня
2006 года состоялось заседание президиума правления Всероссийского общества судебных медиков.
В заседании приняли участие председатель правления
ВОСМ Г. А. Пашинян, заместители председателя
В. А. Клевно и В. В. Колкутин, главный ученый секретарь
Б. М. Лисянский, члены президиума
А. П. Ардашкин, И. В. Буромский, С. В. Ерофеев, В. В. Жаров, О. М. Зороастров, П. Л. Иванов, А. В. Копылов, Г. П. Лаврентюк, А. Е. Мальцев, А. М. Мечукаев. По итогам обсуждения участниками совещания было признано необходимым и актуальным внесение соответствующих изменений, обусловленных законодательной реформой, произошедшей в стране, в концепцию формирования профессиональной компетенции в области судебной медицины у студентов медицинских вузов и врачей.