В сероссийское совещание главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и заведующих кафедрами и курсами судебной медицины «Организационные и методические проблемы судебно-медицинской экспертизы качества медицинской деятельности. Роль и задачи бюро судебно-медицинской экспертизы при оценке качества медицинской помощи» (Самара, 29 июня — 1 июля 2005 года).
 
 В работе совещания приняли участие заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Главный судебно-медицинский эксперт и судебно-медицинские эксперты Министерства обороны Российской Федерации, представители руководства Министерства здравоохранения, Управления внутренних дел по Самарской области и Самарского областного суда, Госстандарта РФ, сотрудники Самарского государственного медицинского университета, судебно-медицинские эксперты Самарского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, сотрудники правоохранительных органов г. Самары и Самарской области.
 
  На совещании были рассмотрены актуальные вопросы судебно-медицинских экспертиз, проводимых в Российском центре судебно-медицинской экспертизы и бюро судебно-медицинской экспертизы органов управления здравоохранением субъектов РФ по материалам уголовных и гражданских дел, связанных с дефектами оказания медицинской помощи. В частности, участниками совещания были обсуждены 
организационно-процессуальные и методические проблемы комиссионных 
судебно-медицинских экспертиз, экспертные задания которых содержат аспекты оценки деятельности медицинских работников и повышения качества таких экспертных исследований, 
обозначена роль судебно-медицинских учреждений в оказании целенаправленной помощи органам здравоохранения, основанной 
на анализе выполненных экспертных исследований. Результаты обсуждений показали, что в настоящее время качество медицинской помощи может оцениваться 
в рамках трех видов контроля: ведомственный и вневедомственный контроль, а также 
судебно-медицинская экспертиза, связанная с дефектами оказания медицинской помощи.
 Первые два вида контроля являются несудебными экспертизами и осуществляются специалистами органов здравоохранения различных уровней 
(т. н. ведомственная медицинская экспертиза) и субъектами, 
не входящими в государственную систему здравоохранения — страховые медицинские организации, территориальные фонды ОМС, страхователи, общества 
защиты прав потребителей и ряд других 
(т. н. вневедомственная экспертиза качества). 
При этом судебно-медицинские экспертные учреждения могут решать вопросы качества оказания медицинской помощи только путем проведения судебных экспертиз, назначаемых органами следствия и суда по уголовным и гражданским делам.
 Государственные 
судебно-медицинские экспертные учреждения, входящие в систему органов здравоохранения, не могут осуществлять ведомственную и вневедомственную экспертизу качества медицинской помощи, так как в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации 
их специалисты в случае назначения в последующем судебной экспертизы не могут участвовать 
в ее проведении. В данной ситуации 
возможно привлечение специалиста 
судебно-медицинского учреждения в состав комиссии по проведению ведомственной или вневедомственной экспертизы в случае необходимости решения вопросов, требующих специальных познаний в области судебной медицины.
 В связи с этим актуальным является вопрос о регламентации порядка проведения досудебного ведомственного (служебного) расследования по фактам профессиональных нарушений медицинских работников, результаты которого являются очень важным источником информации для 
судебно-медицинских экспертных комиссий при выполнении экспертиз по делам, связанным с дефектами оказания медицинской помощи.
 Важным является и вопрос повышения качества самих 
судебно-медицинских экспертных исследований — в частности, комиссионных экспертиз с участием специалистов клинического профиля, в связи с необходимостью решения вопросов, касающихся узких медицинских дисциплин. 
Это связано с недостаточно определенным 
их процессуальным статусом при формировании подобных комиссий, а также с отсутствием необходимой нормативной базы, регламентирующей деятельность структурных подразделений бюро 
судебно-медицинской экспертизы.
 Остро обозначены проблемы состояния экспертных учреждений в связи с недостаточностью их финансирования, 
материально-технического обеспечения, 
нормативно правовой базы, подготовки специалистов, а также лицензирования медицинской деятельности.